На нашем форуме Вы можете задать вопрос флористам Мастерской свадебного букета

Для вашего удобства - свадебные салоны на карте Санкт-Петербурга

Следите за нашими свадебными новостями в соцсетях - группа svadbaspb.ru в VK и сообщество в Facebook

Свадебные платья (фото) от свадебных салонов Санкт-Петербурга. Выбери свое свадебное платье!

Свадебная мода 2019 года

Большой выбор банкетных залов и ресторанов для свадьбы на нашем сайте.

Венчальный календарь на 2019 год

Главная // Свадебные традиции // Традиции и обряды

Брак у славян

В народной традиции известно несколько способов заключения БРАКА. Один из них — умыкание невесты, о котором упоминает, в частности, «Повесть временных лет» (начало 12 в.). Более известно мнимое похищение по взаимной договоренности парня с девушкой или самовольный уход девушки к жениху (так наз. «тихоматный» БРАК, «выкрадом», «уводом», «самоходкой»).

Следы купли невесты сохраняются в обряде выкупа невесты у ее брата, в символической продаже ее косы, в приговоре свата «У вас товар, у нас купец» и тому подобное. Наиболее обычен БРАК путем договора сторон, что находит выражение в церемониях предсвадебного сговора, скрепления брачного договора (рукобитье при свидетелях, дача залога, оглашение помолвки, письменная роспись приданого), в публичном засвидетельствовании БРАКА широким кругом участников свадьбы и односельчан, в выставлении молодых пар на всеобщее обозрение на масленицу.

Различны и формы БРАКА. Средневековые источники сообщают о многоженстве, издревле известном у славян, реже о многомужестве. В некоторых местах практиковался пробный БРАК: невеста переселялась к жениху, а свадьба откладывалась до рождения ребенка; если же супружество оказывалось неудачным, свадьба не устраивалась вовсе, и невеста возвращалась к родителям, получая вознаграждение. Молодые люди, не вступавшие в БРАК, подвергались осмеянию, что, однако, не распространялось на тех, кто давал обет безбрачия намеренно.

Ограничения и запреты к вступлению в БРАКА касались возраста, родства, вероисповедания и т.д. Возрастные ограничения выражались в соблюдении очередности вступления в БРАК детей (особенно дочерей) согласно старшинству. Помимо обычного БРАКА с переходом жены к мужу, встречался БРАК, при котором зятя брали в дом жены. Такого жениха невеста иногда сама шла сватать, он участвовал в девичнике, готовил приданое, назывался «примаком», «подживотником», «привальнем», в шутку даже «молодухой»; говорили, что он «выходит замуж», а невеста «женится» на нем. Повторный БРАК чаще всего заключали между собой вдовы и вдовцы, поскольку считалось, что овдовевшие соединятся на «том свете» со своим первым супругом. В первый же БРАК с ними вступали неохотно из опасения остаться на «том свете» без пары.

Супружеская неверность осуждалась и наказывалась. Пару, уличенную во внебрачной связи, переодевали — мужчину в женскую одежду и наоборот — и с позором водили по улицам. При разводе супруги или свидетели разрывали над проточной водой или на перекрестке дорог полотенце, пояс или что-либо из одежды.

Наиболее обобщенный символ БРАКА — круг. Таково заключение БРАКА путем обхода молодых вокруг дерева, озера, дома, церкви, аналоя, стола, дежи и т. п., оборачивания кругом на одном месте; из предметных символов — кольцо, венок, круглый каравай и кольцеобразный калач;

Многие свадебные термины: «окручаться» (выходить замуж, жениться), «крученка» (любовная связь), «крутить», «повивать» (менять невесте прическу и девичий головной убор на женский), «окрута», «повойник», «завивало» (головной убор замужней женщины), «верч» (вид свадебного хлеба). Символом заключения БРАКА является перемена невестой прически (расплетение — заплетение косы) и головного убора, после которой девушка считается женой, а также связанное с этим порывание и раскрывание головы невесты на свадьбе.

Символика БРАКА как перехода из одного состояния в другое выражается в различных действиях, связанных с преодолением препятствия, границы, водного пространства: перепрыгивание девушек на Пасху через сани, чтобы выйти замуж; перескакивание во сне через стену как предвестье замужества; переезд молодых через огонь по пути к церкви и т.д. БРАК символизируют также различные способы сведения жениха с невестой, сажание их рядом на «посад», опоясывание, соединение голов, волос, связывание рук, рукобитье, связывание кочерги с помелом для удачного сватовства, эапрягание молодых, подкладывание им под брачную постель хомута и вожжей и т.д. Идея брачного соединения и скрепления передается также в свадебных песнях, в которых просят сковать венец, свадьбу; в выражениях «свадьбу ковать» (играть свадьбу), в поговорке: «Не куй меня, мати, к каменной палате, прикуй меня. мати, к девичьей кровати!»

БРАК символизируют и действия, связанные с добыванием и поимкой: мотивы охоты, ловли рыбы, осады города, полона в свадебном фольклоре, охотничьи и рыболовные орудия в свадебном обряде. Действия разрушения и разделения заключают в себе идею расторжения связи с прежним состоянием: в свадебных песнях — мотивы топтания травы, ломания калины и т.п., в самом обряде — битье горшка, ломание ложек после угощения, дележ каравая, преломление хлеба над новобрачными, разрывание ими печеной курицы. Символика БРАКА раскрывается в противопоставлении чета и нечета (в гаданиях парное число кольев частокола, поленьев в охапке сулит БРАК, а нечетное — безбрачие). Цветовые символы БРАКА — белый и красный: белое или красное покрывало, фата невесты, красно - белое свадебное знамя, красные ленты в косе невесты, красный кушак свата и т. д.

Символический БРАК — мотив различных фольклорных текстов, обрядов и представлений. Известны фольклорные сюжеты о свадьбе солнца с девушкой, сказки о БРАКЕ сестер с солнцем, месяцем и вороном, с ветром, градом и громом. У болгар в Иванов день наряжают в свадебную одежду девочку — символическую невесту Еню (Ивану).

Мотив БРАКА отражен в представлениях, связанных со смертью: в похоронах умерших до БРАКА, оформляемых как свадьба, в сказках и быличках о женихе - мертвеце, в приметах (услышать ночью свадебную музыку предвещает смерть, свадьба снится к смерти и наоборот). В демонологии вихрь представляется как свадьба чертей; существуют поверья о БРАКА чертей с ведьмами, черта с утопленницей, а также БРАК нечистой силы (водяных, змея, упыря и т. п.) с людьми. В сказках с мотивом чудесного супруга круг персонажей, вступающих в БРАК с людьми, еще шире: это различные животные, птицы, рыба, цветок, стихии и светила. Мотив «свадьбы предметов» — ступы с пестом, печной трубы с хатой, мотовила с набилками — представлен в обрядовых действиях, преданиях, шуточных стихах и песнях, в бытовых действиях и фразеологии («женить горелку» — сливать водку в общую чашку на свадьбе, «женить квас, пиво» — разбавлять их водой, «женить серп» — обвязывать его колосьями). Любовно - брачные и свадебные мотивы пронизывают всю календарную обрядность — рождественскую. весеннюю, жатвенную.

А.В. Гура


Valentin [13.02.2013 13:03]:

Последнее время если провести статистику, то чаще всего живут гражданским браком. Его уже тоже можно назвать славянским)) Мне было хотелось, чтобы все было как в давние времена. Свадьба, ЗАГС, может быть венчание, если кому то хочется. Вот так может быть крепкая семья. Надеюсь, что в нашей стране будет больше семей, чем людей которые находятся в постоянном поиске.

Николай [02.02.2013 13:07]:

Гениальная форма брака – «пробный брак». Не ожидал такой терпимости и разнообразия в формах брака от древних славян. Наверное, если бы умело «пробным браком» пользовались, то у многих жизнь сложилась бы совершенно по-другому. Хотя, фактически, сейчас многие и так этой формой брака пользуются, но почему-то толку от этого никакого. Наверное, неумело пользуются.

Анатолий [22.01.2013 13:06]:

В традициях по сути заложены знания многих поколений наших предков. Знания о мироустройстве, психологии, семье. И потому всё это строго соблюдалось. Мы и сейчас соблюдаем, иногда даже этого не понимая. Это заложено в генетической памяти народа. По сути эта статья тому подтверждения. если сравнивать описанные традиции в статье и то, как мы сейчас живём.

Татьяна [21.01.2013 12:57]:

Судя по информации о развитии института брака, в наше время ситуация почти не изменилась. Тот же «пробный» брак, вступление в брак по старшинству, запрет на создание семьи между родственниками и совсем уже юными людьми. Конечно, сейчас традиции соблюдаются не так строго, но многие люди суеверны, особенно если дело касается их счастливого будущего. Многие традиции сейчас возрождаются, и это хорошо. Наши предки были не такими уж глупыми людьми, и у стариков есть чему поучиться.

kimmeriets [14.01.2013 14:53]:

На Западной Украине особенно в деревнях до сих пор практикуется женитьба по старшинству детей. То есть младший ребенок не должен жениться или выходить замуж раньше старшего. А если такое происходит, то старшего осмеивают. Жаль конечно что многие красивые старинные обряды и традиции в наши дни забываются.

Сергей [12.01.2013 14:55]:

Особенно удивила информация о том, что у славян практиковался так называемый пробный брак. Оказывается передовые люди были) Ведь таким браком живут сейчас большинство молодых людей, по крайней мере в нашей стране. И самое удивительное, что тоже затевают свадьбу при рождении ребенка! Если бы они еще не упрекали при разрыве подобных отношений...

Добавить комментарий

Новости фирм

05.08.2019

Подарки и бонусы на свободные даты августа и сентября от ресторана Amadeus

При заказе мероприятия на свободные даты августа и сентября вы получаете дополнительные бонусы от ресторана,также пакеты с подарками. >>

16.07.2019

СПА-ДЕВИЧНИК в бассейне

Уютная обстановка, свечи, СПА - программы по желанию, музыка и ароматерапия, незабываемый отдых только в ЖЕНСКОЙ компании! Вы будете общаться, смеяться, фотографироваться, веселиться и отдыхать. От 4 х до 8 человек! :) >>

05.07.2019

В Петербурге создают on-line галерею семейных свадебных фотографий

В преддверии Дня семьи, любви и верности Комитет по развитию туризма и подведомственное предприятие Городской туристско-информационный центр приглашает жителей и гостей города принять участие в фотопроекте «Дочки-матери. Петербургские свадьбы как история нескольких поколений семьи». Свадебный фотопроект «Дочки-матери», основанный на идее Марины Беляевой, представляет собой серию парных фотографий мам и дочерей в день их свадьбы. Такое наглядное сравнение позволяет в полной мере оценить изменения в эстетике торжеств в разные времена, увидеть, как менялся образ невесты и города. >>

Следите за нами в соцсетях